МОЯ СТРАНА - МОЯ ИСТОРИЯ

Проект «Моя страна — моя история» направлен на повышение качества гуманитарного образования, вовлечение обучающихся 5-11 классов в олимпиадную и проектную деятельность и патриотическое воспитание школьников.

В рамках проекта проходят лекции, мастер-классы, практикумы и курсы, на которых обучающиеся могут не только улучшить свои теоретические знания, но и получить навыки, необходимые для решения олимпиадных заданий.

Участники: обучающиеся 5-11 классов школ Новосибирской области и г. Новосибирска.

В 2024 году в Региональном центре «Альтаир» реализуется проект «Моя страна — моя история», в рамках которого пройдут лекции по истории и культуре Новосибирска и Новосибирской области, практикумы по эпохе Великих реформ Александра 2, олимпиада «Альтаир. История», конкурс научно-исследовательских и проектных работ по истории России XX века «Моя семья в истории страны», приуроченный к Дню Победы, экскурсии по Академгородку и Новосибирску, курс по истории России с древнейших времен до начала XXI века, курс по созданию исторического онлайн-квеста, дистанционная образовательная программа по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по истории и многое другое. Подробнее о мероприятиях смотрите ниже в календаре.

календарь

10 февраля, 12:00-13:30 — Практикум «Эпоха «Великих реформ» и русская наука от Сеченова до Менделеева»

Что изменила наука в жизни простых людей пореформенной России? Почему И.П. Павлов получил нобелевскую премию не за изучение рефлексов, а за исследование пищеварения? С кого И.С. Тургенев писал Базарова, режущего лягушек? Почему Д.И. Менделеев не стал академиком? Помимо ответов на эти и другие вопросы, участников практикума ждёт задание по стихотворному историческому источнику, который знали наизусть все естествоиспытатели дореволюционной закалки.

Участники: до 20 обучающихся 5-10 классов.


17 февраля, 12:00-13:30 — Практикум «Эпоха «Великих реформ»: откуда берутся великие реформы»

С чего вдруг власти решили отменять порядок, столь долго лежавший в основе российского общественного устройства? Какие непреодолимые преграды надо было преодолеть реформаторам? Для чего император подключал к разработке реформы её противников? Ответы на эти вопросы будут сопровождаться разбором документа, в котором текст отличен от подтекста.

Участники: до 20 обучающихся 6-11 классов.

17-18 февраля — Дистанционный отборочный этап олимпиады «Альтаир. История».

24 февраля, 12:00-13:30 — Практикум «Эпоха «Великих реформ» и русское искусство: что сдвинули передвижники»

Почему передвижники – больше, чем члены ТПХВ? Как независимым художникам удалось победить Академию художеств? Почему не все картины разрешалось показывать на выставках? Чем картина мастера как исторический источник ценнее фотографии? Помимо рассказа об этом, участников встречи ждёт работа с художественными историческими источниками – картинами пореформенной эпохи.

Участники: до 20 обучающихся 6-11 классов.

2 марта — Очный финал олимпиады «Альтаир. История».

3 марта, 12:00-13:30 — Лекция «Мемориальные пространства Новосибирской области как исторический источник».

Лекция посвящена памятникам Новосибирской области, созданным в советскую и постсоветскую эпоху. Речь пойдет о больших монументах и едва заметных бюстах, расположенных в центрах городов, на территориях заводов и в совсем маленьких селах и деревнях (а иногда и посреди лесов). Кому и когда ставили памятники? О чем может рассказать их архитектура и символика? Какую роль играли и продолжают играть монументы в повседневной жизни? Об этом и о многом другом пойдет речь на лекции, которая будет сопровождаться уникальными фотоматериалами автора, собранными по всему нашему региону.

Участники: обучающиеся 8-11 классов.

11 марта — 25 апреля — Отборочный этап конкурса научно-исследовательских и проектных работ по истории России XX века «Моя семья в истории страны», приуроченного ко Дню Победы.

24 марта, 12:00-13:30 — Лекция «Архитектурные стили Новосибирска: история формирования и изменений в контексте отечественной и мировой истории ХХ — начала XXI вв.».

Лекция посвящена истории архитектуры Новосибирска сквозь призму исторических событий ХХ — начала XXI веков. На лекции будут представлены и объяснены основные этапы развития городских пространств, возникновения и трансформации архитектурных стилей: от модерна и конструктивизма до «сталинского ампира» и позднего советского функционализма.

История динамично развивающегося мегаполиса будет помещена в контекст развития страны и мира, здания и пространства города будут рассмотрены как исторические источники. Лекция будет сопровождаться уникальными историческими картами и проектами зданий, а также авторскими фотографиями из коллекции историка М. Шматова.

Участники: обучающиеся 8-11 классов.

31 марта, 12:00-13:30 — Лекция «Топонимика Новосибирской области как отражение исторических процессов».

Лекция историка Михаила Шматова посвящена расшифровке и анализу топонимов — географических названий в Новосибирской области. Будут раскрыты основные виды топонимов (название намеренных пунктов, улиц, учреждений и природных объектов), а также история возникновения и изменений этих названий. Современная карта региона будет рассмотрена как исторический источник для изучения процессов, происходивших на этой территории в различные эпохи истории нашей страны. Будут представлены новейшие методы работы с географическими названиями, а также с картографическими материалами.

Лекция предназначена для обучающихся средней школы, учителей и всех интересующихся историей России и родного края.

6 апреля, 14:00-15:30 — Практикум «Эпоха «Великих реформ» и технический прогресс: невероятное рождение железнодорожной сети России».

Как связаны Оттепель в общественной жизни и появление в России сети железных дорог? Какой способ построить десятки тысяч вёрст придумали реформаторы после провала и частного акционерного, и казённого строительства? Как железные дорогие создали новую Россию? И наконец – задачка в контексте эпохи: восстанавливаем легенду старой железнодорожной карты.

Участники: обучающиеся 6-11 классов.

14 апреля, 12:00-13:30 — Лекция «Мозаичное прошлое: советское монументальное искусство Новосибирска и Новосибирской области (мозаики и витражи)».

Лекция историка Михаила Шматова посвящена советским мозаикам и витражам Новосибирска и других населенных пунктов нашей области. Какую историческую ценность представляют мозаики? Когда и почему они появились? Какие сюжеты использовались? Как в таком искусстве можно отследить эволюцию советской культуры и советского государства в целом?
Поговорим об исторической ценности мозаик Новосибирской области и о том, как они помогают нам понять лучше советскую историю!

Участники: обучающиеся 8-11 классов.

20 апреля, 14:00-15:30 — Практикум «Эпоха «Великих реформ» и международные отношения: русские глазами иностранцев во второй половине XIX века».

Как случилось, что американский писатель Марк Твен сочинял восторженный адрес императору Александру Второму? За что русские публицисты обижались на немецкого канцлера Бисмарка? Какие русские деятели вдохновили английскую писательницу Этель Войнич на создание её знаменитого романа? И главное – задачка в контексте эпохи: объясняем изменение образов на знаменитых картографических карикатурах Фреда Роуза.

Участники: обучающиеся 6-11 классов.

27 апреля, 14:00-15:30 — Практикум «Эпоха «Великих реформ» и русская деревня: от «голодного экспорта» до локомобиля и трактора».

Что имел в виду министр финансов Вышнеградский, заявляя: «Недоедим, а вывезем!»? Для кого датчанин Сёрен Рандруп построил завод сельскохозяйственных машин в Омске?  Из-за чего происходили «маслодельные бунты» в сибирской деревне?   И самое интересное – задачка в контексте эпохи: обнаруживаем отголоски всероссийских экономических явлений в годовом отчёте одного отдельно взятого западносибирского торгового склада.

Участники: обучающиеся 6-11 классов.

28 апреля, 12:00-13:30 — Мастер-класс «Семиосфера: как изучать вещественные и визуальные источники».

Мастер-класс посвящен приемам и методам изучения материального исторического наследия: архитектуры, скульптуры, живописи, а также предметов быта, техники и даже игрушек. Всё это формирует особое пространство образов и символов, именуемое семиосферой. В этом смысле история непосредственно окружает нас, и даже самые простые и знакомые предметы могут служить источниками для её изучения. В рамках мастер-класса будут продемонстрированы многочисленные элементы исторического наследия — в первую очередь, ХХ века. Историк, специалист в области символики советской культуры, продемонстрирует, как «читать» визуальный «текст», как замечать и интерпретировать символы и определять время и место их создания.

Участники: обучающиеся 7-11 классов.

5 мая — Финал конкурса научно-исследовательских и проектных работ по истории России XX века «Моя семья в истории страны», приуроченного к Дню Победы.

18 мая — Практикум «Эпоха «Великих реформ» и школа: как начиналось всеобщее образование в России».

В каких губерниях России всеобщее начальное образование появилось до революции? Как измерить грамотность капиталистической России с помощью «Всеобщего календаря» Ивана Сытина? О чём грустят учительницы на картинах передвижников? Задачка в контексте эпохи: объясняем, из-за чего авторам дореволюционных учебников приходилось искажать факты, описывая образовательные реформы Александра Второго.

Участники: обучающиеся 6-11 классов. 

14 июня — Экскурсия по Академгородку.

20 июня — 3 октября — Курс «История России».

24-28 июня — Курс «История Новосибирска и Новосибирской области».

1-7 июля — Курс «Создание онлайн-квеста по истории».

25 июля — Экскурсия по Академгородку.

16 августа — Экскурсия по Новосибирску.

11 сентября — Мастер-класс по работе с историческими картами.

25 сентября — Мастер-класс по работе с историческим источником.

9 октября — Мастер-класс «Учимся писать олимпиадное сочинение».

23 октября — Мастер-класс «Культура на Всероссийской олимпиаде по истории».

8-13 ноября — Дистанционная образовательная программа по истории.

27 ноября — Мастер-класс «Учимся писать олимпиадное сочинение».

олимпиада «альтаир. история»

Олимпиада «Альтаир. История» пройдет в два этапа:

  • 17-18 февраля – дистанционный отборочный этап – выполнение участниками олимпиадных заданий в онлайн формате;
  • 2 марта – очный финал Олимпиады на базе Парка науки и технологий РЦ «Альтаир» (Николаева 12);
  • 6 марта – подведение итогов Олимпиады.

Принять участие в Олимпиаде могут обучающиеся 6-9 классов. Итоги будут подведены отдельно для каждого класса: 6, 7, 8, 9.

Дистанционный и очный этапы Олимпиады будут состоять из тестовых заданий и эссе. Олимпиада проверяет знания истории России IX-XX вв. Задания для каждого класса составляются в соответствии со школьной программой.

конкурс проектов «моя семья в истории страны»

Конкурс научно-исследовательских и проектных работ «Моя семья в истории страны», приуроченный ко Дню Победы пройдет в два этапа:

  • 11 марта – 25 апреля – регистрация и подача работ на конкурс;
  • 5 мая – защита проектов на финале конкурса.
  • 22 мая, 15:00 — торжественная церемония награждения победителей и призеров конкурса в Точке кипения – Новосибирск (г. Новосибирск, ул. Николаева, 11).

Конкурс пройдет по пяти номинациям:

  1. «Сибирь на перепутье». В данной номинации принимаются работы, посвященные истории Сибири 1900-1920-х гг.
  2. «Индустриализация и коллективизация – вклад в будущую Победу». В данной номинации принимаются работы по истории Сибири 1930-х гг.
  3. «Победа в Великой Отечественной войне – заслуга каждого солдата советской армии». В данной номинации принимаются проекты о сибиряках-участниках Великой Отечественной войны.
  4. «Тыл – фронту». В данной номинации принимаются проекты о работе жителей Сибири в тылу в годы Великой Отечественной войны. Также принимаются работы о заводах, конструкторах оружия Победы и т.д.
  5. «Сибирь в послевоенные годы». В данной номинации принимаются работы о подвигах жителей Сибири по восстановлению страны (1940-1950-е гг.).

Принять участие в конкурсе могут обучающиеся 5-10 классов образовательных организаций Новосибирской области и г. Новосибирск.

Работы победителей и призеров конкурса

Фотографии

8 (383) 349-12-40