Лаборатория экологических исследований и изучение проблем изменения климата

о проекте:

Проект предназначен для обучающихся 5–11 классов школ Новосибирской области и Новосибирска.

Проект «Лаборатория экологических исследований и изучение проблем изменения климата» направлен на развитие познавательного интереса и практических умений в области экологии, мониторинга состояния наземных и водных экосистем.

В рамках проекта запланированы:

  • проектные смены,
  • лекции,
  • мастер-классы,
  • практикумы.

Участники проекта смогут не только улучшить свои теоретические знания в естественно-научном направлении, но и получить навыки, необходимые для решения экологических задач и выявления закономерностей взаимодействия живых организмов с окружающей средой в условиях увеличивающей антропогенной нагрузки и изменения климата. Практические навыки и теоретические знания помогут школьникам в проектно-исследовательской и олимпиадной деятельности.

Проект состоит из шести блоков, тесно связанных между собой. Принимая участие в проекте, школьники:

  1. Освоят методы исследования природных объектов.
  2. Научатся выявлять и решать проблемы изменения среды.
  3. Смогут оценивать ущерб от нерационального использования природных ресурсов
  4. Научатся выявлять механизмы взаимоотношения различных организмов между собой и с средой их обитания.

Экология и мониторинг состояния водных объектов

Вода – самый динамичный и сложный объект исследования, который является основной всех процессов, протекающих в живых и неживых системах.

Во время программы школьники познакомятся с основами:

  • гидрологии;
  • лимнологии;
  • океанологии;
  • геохимии;
  • климатологии;
  • аналитической химии воды.

Во время практических занятий участники освоят методы качественного и количественного анализа воды, пробоотбора разных водных объектов. Занятия проведут сотрудники ИГМ и ИПА. Также будут научно-популярные лекции на тему эволюции и загрязнения гидросферы.

Экология почвы и климат

Почва — необычайно важный элемент экосистем, ее гранулометрический состав, физико-химические свойства и генезис оказывают влияние на растительный, животный и микробиологический мир.

Во время программы школьники:

  • познакомятся с основами науки почвоведение;
  • рассмотрят экологию почв с точки зрения среды обитания различных живых организмов;
  • научатся методам аналитической химии, таким как титрование, качественный и количественный анализ;
  • изучат методы анализа состава, оценки состояния почв и фитоиндикацию;
  • поймут взаимодействие и взаимовлияние живых организмов и абиотических факторов на почву.

Занятия проведут специалисты Климатического центра НГУ, сотрудники ИПА и ИГМ. Также будут научно-популярные лекции на темы фиторемедиация и экологической устойчивости почв.

Экология микроорганизмов

Микроорганизмы являются основным живым элементом экосистем, они оказывают огромное влияние на почвообразование, растительный и животный мир, перераспределение органических и минеральных веществ.

  • Особенностью программы является упор на теоретические и практические навыки в областях биотехнологий, биоинженерии, исследовании и использовании микроорганизмов в агробиотехнологиях.
  • Школьники познакомятся с экологией, особенностями метаболизма и генетики микроорганизмов.
  • В результате программы ребята расширят свои знания в области микробиологии и экологии бактерий, получат практический опыт.

Практические занятия будут проведены ведущими специалистами ИХБФМ, ИЦИГи и ИПА СО РАН.

Экология растений

Экология растений — это научная дисциплина, изучающая распределение и обилие растений, влияние факторов окружающей среды на их численность и взаимодействие между разными видами растений и организмов.

В течение курса школьники:

  • комплексно рассмотрят особенности экологии и физиологии растений;
  • узнают о влиянии биотических, абиотический и антропогенных факторов на растительность в целом и отдельные виды;
  • изучат процесс приспособления к условиям среды на анатомическом, физиологическом и морфологическом уровнях.
  • смогут подкрепить полученные знания на практических занятиях и узнать о современных направлениях работы в области агрохимии, сельского хозяйства и биотехнологий. 

Помимо основной программы планируются научно-популярные лекции от ученых НИИ Академгородка на темы фитопатологии, необычных растений и биоинженерных технологий в сельском хозяйстве.

Экология человека и животных

Человек как часть природы неотъемлемо связан с ней. Экология человека и животных изучает взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средойНа программе школьники:

  • комплексно изучат взаимодействие людей и животных с живыми и неживыми компонентами окружающей среды на организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном уровнях;
  • затронут вопросы экологии человека и животных с точки зрения особенностей природной и социальной среды обитания;
  • исследуют адаптацию людей и животных к факторам среды, а также структуру и условия существования антропогенных экосистем;
  • изучат формы антропогенной деятельности и ее последствий для живых систем, а также основные механизмы биоиндикации в современном мире.

Практические занятия будут проведены ведущими специалистами ИГМ, ИСиЭЖ и ИПА СО РАН. Дополнительно на программе будут научно-популярные лекции на тему «Ртуть вокруг нас» и другие.

Экология города (геоэкология)

Урбанизированная городская среда, техногенные ландшафты и созданная человеком «городская экосистема» оказывает влияет на качество жизни не только человека, но и всех объектов органического мира: микроорганизмы, животные, растения.

Изучение «экологии города» происходит в условиях взаимодействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, что требует комплексного подхода и выборе правильных методик для изучения природных объектов и выявления причинно-следственных связей.

Школьники освоят:

  • навыки создания комплексных программ исследования урбанизированных территорий, познакомятся с видами антропогенных загрязнений и способами решения проблем в современной урбанистике.
  • посетят научно-популярные лекции по экологии города с привлечением специалистов из бизнеса, производства и СО РАН.

Проект направлен на выявление талантливой молодежи, неравнодушной к решению экологических проблем на уровне села, города, региона и страны.

Проект «Лаборатория экологических исследований и изучение проблем изменения климата» является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения.

Проект ориентирован на расширение возможностей школьников для проведения экологических исследований, освоения методов и оборудования, которое позволяет оценить состояние всех сред жизни и их обитателей:

  • почвы;
  • водоемов;
  • воздуха;
  • растений;
  • микроорганизмов;
  • животных;
  • города.

Мы надеемся, что экологическое образование, которое получать участники нашего проекта, будет способствовать формированию гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, патриотического отношения к родному краю и стране в целом.

8 (383) 349-12-40