Лаборатория экологических исследований и изучение проблем изменения климата
о проекте:
Проект предназначен для обучающихся 5–11 классов школ Новосибирской области и Новосибирска.
Проект «Лаборатория экологических исследований и изучение проблем изменения климата» направлен на развитие познавательного интереса и практических умений в области экологии, мониторинга состояния наземных и водных экосистем.
В рамках проекта запланированы:
- проектные смены,
- лекции,
- мастер-классы,
- практикумы.
Участники проекта смогут не только улучшить свои теоретические знания в естественно-научном направлении, но и получить навыки, необходимые для решения экологических задач и выявления закономерностей взаимодействия живых организмов с окружающей средой в условиях увеличивающей антропогенной нагрузки и изменения климата. Практические навыки и теоретические знания помогут школьникам в проектно-исследовательской и олимпиадной деятельности.
Проект состоит из шести блоков, тесно связанных между собой. Принимая участие в проекте, школьники:
- Освоят методы исследования природных объектов.
- Научатся выявлять и решать проблемы изменения среды.
- Смогут оценивать ущерб от нерационального использования природных ресурсов
- Научатся выявлять механизмы взаимоотношения различных организмов между собой и с средой их обитания.
Экология и мониторинг состояния водных объектов
Вода – самый динамичный и сложный объект исследования, который является основной всех процессов, протекающих в живых и неживых системах.
Во время программы школьники познакомятся с основами:
- гидрологии;
- лимнологии;
- океанологии;
- геохимии;
- климатологии;
- аналитической химии воды.
Во время практических занятий участники освоят методы качественного и количественного анализа воды, пробоотбора разных водных объектов. Занятия проведут сотрудники ИГМ и ИПА. Также будут научно-популярные лекции на тему эволюции и загрязнения гидросферы.
Экология почвы и климат
Почва — необычайно важный элемент экосистем, ее гранулометрический состав, физико-химические свойства и генезис оказывают влияние на растительный, животный и микробиологический мир.
Во время программы школьники:
- познакомятся с основами науки почвоведение;
- рассмотрят экологию почв с точки зрения среды обитания различных живых организмов;
- научатся методам аналитической химии, таким как титрование, качественный и количественный анализ;
- изучат методы анализа состава, оценки состояния почв и фитоиндикацию;
- поймут взаимодействие и взаимовлияние живых организмов и абиотических факторов на почву.
Занятия проведут специалисты Климатического центра НГУ, сотрудники ИПА и ИГМ. Также будут научно-популярные лекции на темы фиторемедиация и экологической устойчивости почв.
Экология микроорганизмов
Микроорганизмы являются основным живым элементом экосистем, они оказывают огромное влияние на почвообразование, растительный и животный мир, перераспределение органических и минеральных веществ.
- Особенностью программы является упор на теоретические и практические навыки в областях биотехнологий, биоинженерии, исследовании и использовании микроорганизмов в агробиотехнологиях.
- Школьники познакомятся с экологией, особенностями метаболизма и генетики микроорганизмов.
- В результате программы ребята расширят свои знания в области микробиологии и экологии бактерий, получат практический опыт.
Практические занятия будут проведены ведущими специалистами ИХБФМ, ИЦИГи и ИПА СО РАН.
Экология растений
Экология растений — это научная дисциплина, изучающая распределение и обилие растений, влияние факторов окружающей среды на их численность и взаимодействие между разными видами растений и организмов.
В течение курса школьники:
- комплексно рассмотрят особенности экологии и физиологии растений;
- узнают о влиянии биотических, абиотический и антропогенных факторов на растительность в целом и отдельные виды;
- изучат процесс приспособления к условиям среды на анатомическом, физиологическом и морфологическом уровнях.
- смогут подкрепить полученные знания на практических занятиях и узнать о современных направлениях работы в области агрохимии, сельского хозяйства и биотехнологий.
Помимо основной программы планируются научно-популярные лекции от ученых НИИ Академгородка на темы фитопатологии, необычных растений и биоинженерных технологий в сельском хозяйстве.
Экология человека и животных
Человек как часть природы неотъемлемо связан с ней. Экология человека и животных изучает взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой. На программе школьники:
- комплексно изучат взаимодействие людей и животных с живыми и неживыми компонентами окружающей среды на организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном уровнях;
- затронут вопросы экологии человека и животных с точки зрения особенностей природной и социальной среды обитания;
- исследуют адаптацию людей и животных к факторам среды, а также структуру и условия существования антропогенных экосистем;
- изучат формы антропогенной деятельности и ее последствий для живых систем, а также основные механизмы биоиндикации в современном мире.
Практические занятия будут проведены ведущими специалистами ИГМ, ИСиЭЖ и ИПА СО РАН. Дополнительно на программе будут научно-популярные лекции на тему «Ртуть вокруг нас» и другие.
Экология города (геоэкология)
Урбанизированная городская среда, техногенные ландшафты и созданная человеком «городская экосистема» оказывает влияет на качество жизни не только человека, но и всех объектов органического мира: микроорганизмы, животные, растения.
Изучение «экологии города» происходит в условиях взаимодействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, что требует комплексного подхода и выборе правильных методик для изучения природных объектов и выявления причинно-следственных связей.
Школьники освоят:
- навыки создания комплексных программ исследования урбанизированных территорий, познакомятся с видами антропогенных загрязнений и способами решения проблем в современной урбанистике.
- посетят научно-популярные лекции по экологии города с привлечением специалистов из бизнеса, производства и СО РАН.
Проект направлен на выявление талантливой молодежи, неравнодушной к решению экологических проблем на уровне села, города, региона и страны.
Проект «Лаборатория экологических исследований и изучение проблем изменения климата» является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения.
Проект ориентирован на расширение возможностей школьников для проведения экологических исследований, освоения методов и оборудования, которое позволяет оценить состояние всех сред жизни и их обитателей:
- почвы;
- водоемов;
- воздуха;
- растений;
- микроорганизмов;
- животных;
- города.
Мы надеемся, что экологическое образование, которое получать участники нашего проекта, будет способствовать формированию гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, патриотического отношения к родному краю и стране в целом.