Образовательная программа «Этнохудожественное творчество»
Дата
- 07 - 14 Фев 2023
- Expired!
Программа
Одним из путей эстетического воспитания детей средствами музыкального фольклора является приобщение их к этнохудожественному творчеству через пение, танец, театр, игру на народных музыкальных инструментах. Народная песня — основа музыкальной культуры. Нет ни одного значительного события в жизни народа, которое не было бы отражено в народном творчестве. Роль песни в сочетании с традиционным танцем, театром, инструментальной музыкой достаточно велика в воспитании художественного вкуса, расширения и обогащения музыкального кругозора и повышения общего культурного уровня детей.
Трудно переоценить воспитательно-обучающую роль этнохудожественного творчества. Через этническую культуру у детей и подростков формируется уважительное отношение к истории, традициям и обрядам своего народа. Импровизационная суть народной музыкальной деятельности помогает в развитии воображения, ассоциативного мышления, инициативы ребенка, способности к образному восприятию музыки.
Новизну данной программы по этнохудожественному творчеству определяет синтез дисциплин: постановка голоса, фольклорный ансамбль, основы народной хореографии, фольклорный театр, народный музыкальный инструмент.
Цель
Создание условий для вокально-музыкального развития и эстетического воспитания детей посредствам традиционной народной культуры, формирование интереса и любви к национальному музыкальному наследию.
Задачи
- — создание условий для формирования знаний, умений и навыков в области этнохудожественного творчества;
- — создание условий для формирования интереса и воспитание уважительного отношения к истории, традициям и обрядам своего народа;
- — воспитание эстетического и музыкального вкуса средствами этнохудожественного творчества;
- — развитие общей культуры детей в процессе занятий этнохудожественным творчеством;
- — развитие музыкальных и творческих способностей.
Критерии отбора
К занятиям по этнохудожественному творчеству в образовательной программе допускаются дети и подростки (10-18 лет) – участники фольклорных коллективов Новосибирской области (учащиеся ДШИ, ДМШ, участники фольклорных коллективов культурно-досуговых учреждений), прошедшие предварительный отбор по видеоматериалам, присланным преподавателям, осуществляющим программу «Этнохудожественное творчество» и набравшие от 81-100 баллов.
От одного фольклорного коллектива может участвовать в предварительном отборе до 5 человек.
Видеоматериал должен содержать видеозаписи двух фольклорных образцов:
- Песня, приуроченная к обрядам закликания весны (веснянки) (в песнях могут зазываться весна, жаворонушки, кулики и т.п.)
- Хороводно-игровая/ хороводная/ игровая/ плясовая/ шуточная.
Преимущество получают исполнители, представляющие фольклор конкретного региона в этнографически достоверном воплощении с учетом диалектных и стилевых особенностей.
Использование фонограмм с ведущей мелодией, фонограмм-минус и исполнение номеров под аккомпанемент баяна не допускается.
Монтаж, наложение звука, изображения и использование спецэффектов не допускаются. Видеофайлы, представляющие творческую программу, должны быть размещены на сайте, предоставляющем видеохостинг YouTube или Google Диск предоставлены с анонимным доступом («для всех») к просмотру видеоматериалов и быть активными; поданы в заявке в виде ссылки на данный материал (например, https://www. youtube.com/watch?v=dYz5c8KphJQ).
При отборе фольклорного коллектива должны продемонстрировать:
- — правильную певческую установку;
- владение вокально-техническими навыками;
- — умение пользоваться певческим дыханием;
- — чистоту интонации и качество звучания;
- — музыкальность и чувство ритма;
- — чёткую дикцию;
- — сценическую культуру;
- — выразительность и раскрытие художественного образа;
- — соответствие репертуара исполнительским возможностям и возрастной категории исполнителей;
- — начальные навыки народной хореографии.
Критерии оценки
«1-30 баллов» — исполнение отличается неуверенным знанием поэтического текста песен с многочисленными ошибками, певческой интонацией с грубыми интонационными погрешностями, не соблюдением основных метроритмических закономерностей напева. Во время пения двигается не ритмично, не соответствуя жанровой природе исполняемой народной песни.
«31-60 баллов» — исполнение отличается неуверенным знанием поэтического текста песен, певческой интонацией с негрубыми интонационными погрешностями, с соблюдением основных метроритмических закономерностей напева. Во время пения двигается ритмично, но, не всегда соответствуя жанровой природе исполняемой народной песни.
«61-80 баллов» — исполнение отличается уверенным знанием поэтического текста песен, устойчивой певческой интонацией с единичными интонационными погрешностями, с соблюдением метроритмических закономерностей напева. Во время пения двигается ритмично и пытается соответствовать жанровой природе исполняемой народной песни.
«81-100 баллов» — исполнение отличается уверенным знанием поэтического текста песен, устойчивой певческой интонацией без интонационных погрешностей, с соблюдением метроритмических закономерностей напева. Во время пения двигается свободно, ритмично и соответственно жанровой природе исполняемой народной песни.
Руководители
Конева Елена Васильевна
заведующий фольклорно-этнографическим отделением, преподаватель ГАПОУ НСО «НОККиИ»
Галкин Руслан Александрович
преподаватель фольклорно-этнографической секции отделения народно-певческого искусства ГАПОУ НСО «НОККиИ»