Каждую неделю мы будем рассказывать вам о выдающихся людях: обучающихся, преподавателях и ученых, участвующих в мероприятиях Регионального центра «Альтаир».
Открывает рубрику «Альтаир в лицах» Резниченко Вероника Борисовна, обучающаяся 10 класса МАОУ ОЦ «Горностай»:
Резниченко Вероника в этом году представила на конкурс проект по направлению «Генетика и биомедицина». Она изучила содержание в почвах разных биоценозов бактерий, участвующих в круговороте азота и фосфора. Целью данного проекта являлось выяснение количества почвенных бактерий, отвечающих за питание растений, то есть за итоговый урожай, который содержится в разных видах почв. Данная информация позволяет понять, каких бактерий в почве не хватает. На основе данных можно разработать экологически чистое удобрение, которое восполнит нехватку определенных бактерий.
Ты давно занимаешься наукой? Почему именно биология?
В 7 классе я поступила в профильный химико-биологический класс, и с тех пор участвую в различных конференциях и других мероприятиях, связанных с проектной деятельностью. Биология сразу понравилась мне как предмет, поэтому я решила развиваться в этом направлении.
Как ты узнала о Региональном центре «Альтаир» и почему решила принять участие в конкурсе «Большие вызовы»?
У меня очень хороший учитель биологии, она нас просвещает обо всех олимпиадах и конкурсах. Узнав о конкурсе, я подала заявку и прошла, что позволило мне выполнять свое исследование в лаборатории РЦ «Альтаир». Я решила участвовать в «Больших вызовах», потому что благодаря этому конкурсу можно попасть на Научно-технологическую проектную образовательную программу «Большие вызовы» на базе Образовательного центра «Сириус», поработать там над реальными задачами вместе с представителями институтов и компаний.
Расскажи подробнее о проекте, который ты представила на региональном треке «Больших вызовов»?
В своей работе я исследовала содержание бактерий, которые участвуют в превращениях азота и фосфора в различных почвах, чтобы понять, каких бактерий не хватает агроценозу (искусственная экосистема, созданная человеком для получения сельскохозяйственной продукции). Образцы почвы нам были предоставлены сотрудниками ФИЦ ИЦиГ СО РАН с полей гороха, кукурузу и пшеницы, а также с некоторых естественных биоценозов (исторически сложившаяся группа живых организмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство), таких как лес, луг и болото. Мы смотрели содержание генов, которые отражают содержание в почве бактерий. У нас был контрольный образец с геном, который характерен для всех бактерий. Мы приняли его за 100% и относительно этого составили график с содержанием генов по видам почв. В целом можно сказать, что бактерий, которые участвуют в азотном обмене (то есть в питание растений азотными соединениями), примерно одинаковое количество во всех почвах. С геном щелочной фосфатазы можно сказать, что есть тенденция к тому, что в естественных биоценозах его больше, чем в агроценозах. Ген, который отвечает за синтез органических фосфорсодержащих кислот, в разных почвах также содержится в разных количествах.
Как ты пришла к этой теме?
Это очень давно случилось. Я сначала азотфиксаторы изучала, потом изучала, что они синтезируют, но в какой-то момент решила, что нужно изучать что-то более интересное, чем просто азотфиксаторы, что-то более практичное.
Результаты исследования можно использовать в сельском хозяйстве для улучшения плодородия почв?
Да, но мое исследование – это только первый шаг, потому что на данный момент мы очень далеки от того, чтобы сделать какое-то конкретное удобрение, но мы на пути к этому. Сначала нужно конкретизировать уже полученные результаты. Затем рассмотреть больше образцов почв. А потом можно будет перейти к разработке методов того, как эти бактерии доставлять растениям (то есть перейти к созданию удобрений).
Тебе понравилось участвовать в «Больших Вызовах»? Что больше всего запомнилось?
Мне нравится участвовать в «Больших Вызовах», я делаю это уже третий год, и больше всего конечно запоминается поездка в Сириус после победы в финале. На региональном треке самым ярким событием я считаю Фестиваль проектов, где мне было интересно посмотреть на проекты ребят из других направлений. Особенно увлекательными были проекты, авторы которых создали какой-то физический продукт. Также на Региональном треке мне понравились мастер-классы по направлению «Искусство». Я посещала флористику и рисование. Эти мастер-классы помогли мне снизить уровень волнения.
В каких еще мероприятиях Регионального центра «Альтаир» ты участвовала?
Я несколько раз принимала участие в профильных химических и биологических образовательных программах, для подготовки к олимпиадам. На образовательной программе по биологии мы в основном слушали лекции, а на программе по химии делали упор на решение олимпиадных задач.
Что тебе дало участие в мероприятиях Регионального центра «Альтаир»?
В основном из РЦ «Альтаир» я ухожу с новыми теоретическими знаниями, но также иногда удается потренироваться в работе в лаборатории или в публичных выступлениях, как на «Больших вызовах». И конечно же это общение с разными людьми, причем необязательно с того же профиля. В следующем году я хочу снова принять участие в «Больших вызовах» и образовательных программах РЦ «Альтаир».
Региональный центр «Альтаир» реализовал уже пятый – юбилейный региональный трек Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Мы гордимся тем, что у нас появляются талантливые ребята, которые принимают участие в конкурсе на протяжение нескольких лет! Прочитав статью вы можете сделать выводы, что участие в мероприятиях РЦ «Альтаир» — это не сложно, но очень интересно! А мы вам в этом поможем!
Следите за новостями РЦ «Альтаир» в соцсетях:
Мы Вконтакте — https://vk.com/altair_rc
Мы в Телеграме — https://t.me/altair_nso