Программа финала рассчитана на 5 дней, она включает мастер-класс по развитию презентационных навыков, выставку стендовых докладов, научно-популярные мастерские. 17 и 18 марта проходит защита проектов по направлениям конкурса, по итогам которой комиссия определит победителей и призеров – они станут участниками всероссийского этапа в Сочи.
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» – это масштабное мероприятие для школьников 7-11 классов, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью.
В прошлом году на региональный трек принимались проекты по 12 направлениям: «Агропромышленные и биотехнологии», «Беспилотный транспорт и логистические системы», «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение», «Генетика, персонализированная и прогностическая медицина», «Когнитивные исследования», «Космические технологии», «Нанотехнологии», «Нейротехнологии и природоподобные технологии», «Новые материалы», «Освоение Арктики и Мирового океана», «Современная энергетика», «Умный город и безопасность». В этом году к ним добавилось еще одно направление – «Передовые производственные технологии».
Всего на региональный трек было подано 195 заявок, по итогам отборочного этапа в финал прошли 120 участников.
«Конкурс дает возможность ребятам погрузиться в научно-исследовательскую и проектную деятельность, разработать проекты, которые будут востребованы не только в нашем регионе, но и в мире», – отметила координатор регионального трека конкурса Валентина Русанова.
Темы, как всегда, были актуальными, интересными, неожиданными: «Использование ЭКГ в прогнозировании осложнений острого периода инфаркта миокарда», «Динамика изменения содержания аскорбиновой кислоты в яблоках и лимонах в зависимости от срока хранения», «Исследование мутации генов при острых миелоидных лейкозах», «Влияние косметических средств на структуру волос», «Особенности паросмии вследствие COVID-19» и др.
Екатерина Голубева, 9 класс, Вторая Новосибирская гимназия: «На «Большие вызовы» я приехала с проектом «Роботизированная система очистки и мониторинга Мирового океана от нефти». Ежедневно в поверхностные воды попадают различные химические вещества, которые потом, как правило, проходят в океан. Чаще всего это нефть, нефтепродукты, пестициды. На сегодняшний день существует несколько методов очистки, но они неидеальны. Поэтому я разработала собственную систему, которая проводит мониторинг и очистку».
Данила Денк, 10 класс, Информационно-экономический лицей им. Александра Гараничева: «Я представляю проект «Энергоэффективные системы «Умного дома». Я составил макет, в котором энергоэффективность достигается за счет установки датчиков освещенности и движения. Датчик освещенности подстраивает яркость лампы под внешний уровень освещения, за счет чего идет сохранение электроэнергии. Датчик движения работает стандартно: человек пришел – свет включился, ушел – выключился. Цель моего проекта – узнать, эффективно ли внедрять такие датчики в систему «Умного дома». Судя по моим исследованиям, это эффективно. Скоро постараюсь в своей квартире эту систему реализовать».
Маргарита Филиппович, 9 класс, лицей №136 г. Новосибирска: «Я занимаюсь разработкой мероприятий по внедрению электробусов в Новосибирске на примере Молодежного чемпионата мира по хоккею в 2023 году. Несмотря на то, что чемпионат в нашем городе отменили, проблему экологии никто не отменял. Я проводила большое количество расчетов: снижение выброса парниковых газов, сравнение финансовых затрат. Получилось, что электробусы выгоднее автобусов на 400 тысяч рублей, а замена одного автобуса на электробус в 3 раза снизит уровень выброса парниковых газов. Я считаю, что это реально можно внедрить в Новосибирске: электробусы добавят городу престижа, повысят качество воздуха».
Владислав Можин, 9 класс, Вторая Новосибирская гимназия: «Я привез роботизированный экзоскелет для реабилитации и адаптации людей с нарушениями функций кисти руки. Мой проект может помочь людям, у которых парализовало именно кисть, например, в результате ДТП. Наш экзоскелет позволяет не только выполнять простые бытовые задачи, но и со временем реабилитировать кисть. Я почти все придумал сам. Пока у меня только прототип экзоскелета, в дальнейшем будет представлена сама модель для последующей апробации. Именно таких экзоскелетов не существует в мире, другие скелеты работают с помощью кнопки, и нашей задачей было избавиться от кнопок, чтобы упростить жизнь людям».
Екатерина Толкачева, 9 класс, СОШ №112 г. Новосибирска: «На конкурс я привезла станцию зарядки электросамоката на возобновляемых источниках энергии. В Новосибирске имеются подобные станции, они принадлежат парковочным сервисам. Идея именно нашей станции в том, что она находится в общем доступе, что упрощает перевозку самокатов, обычные люди могут поставить свои самокаты на эту станцию. Также там можно будет зарядить любые другие устройства и гаджеты».
Имена призеров и победителей станут известны уже завтра. Следите за новостями на нашем портале и сайте регионального трека.
Материал подготовила: Алена Юдина
Видеосюжет: https://www.youtube.com/watch?v=pg6MH7hIApE