

С 24 августа по 8 октября 2025 года в Новосибирской области прошла Школа наставников проектной деятельности — масштабная образовательная инициатива, организованная Региональным центром «Альтаир» совместно с Фондом «Поддержка проектов в области образования». Её цель — поддержать наставников в сопровождении школьных исследовательских и инженерных проектов, в том числе в рамках Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».
На участие в Школе подали заявки более 800 наставников региона — учителей школ и учреждений дополнительного образования, студентов и родителей, вовлечённых в наставническую деятельность. Из них в мероприятиях Школы приняли участие более 500 человек.
Обучение проходило в смешанном формате. Летом педагоги прошли дистанционный курс, где познакомились с основами проектной деятельности и принципами декомпозиции сложных задач, а также приняли участие в очной стратегической сессии в рамках XXV съезда работников образования Новосибирской области. На пленарном заседании выступили ведущие эксперты: и.о. директора ИФМИТО НГПУ Роман Каменев, президент Ассоциации кружков Алексей Федосеев, кандидат биологических наук Сергей Седых и другие. Участники обсудили итоги регионального этапа «Больших вызовов» и сформулировали задачи по развитию проектной деятельности в школах.
В последующие недели прошли онлайн-лекции и практические семинары на базе Парка науки и технологий «Альтаир». Уже на первом очном занятии педагоги освоили метод выделения ДНК и постановки ПЦР, обсудив, в каких школьных проектах он применим, а где стоит выбрать альтернативу.
«Спасибо огромное всему коллективу «Альтаира» за организацию Школы наставников! Для меня, как новичка в этой сфере, стал понятен процесс исследовательской работы школьников, требования к проектам, этапы конкурса, особо ценными оказались советы экспертов по каждому направлению. Как мне кажется, организовано всё прекрасно, главное, чтобы эта практика была ежегодной и такой же полезной, как для новых учителей, так и для действующих наставников (разбирались нововведения, ошибки и лучшие практики проектов)», — поделилась Елена Алексеевна Бельфер, педагог дополнительного образования ООО «Наследие».
Педагоги работали с оборудованием «Бослаб» в исследованиях по нейротехнологиям, учились выращивать и окрашивать бактерии по Грамму, осваивали методы машинного обучения в физической химии и знакомились с функциональными материалами — от органических полупроводников до молекулярных магнитов.
Особое внимание было уделено статистической обработке данных — навыку, критически важному для исследовательских работ. На онлайн-семинаре участники научились корректно применять статистические методы и интерпретировать результаты.
«Хочу выразить благодарность организаторам Школы наставников. Я посетила семинар по нейротехнологиям и когнитивным наукам. Лекция была очень содержательной и современной. Но особенно ценно, что теория в «Альтаире» всегда подкрепляется практикой: мы сами работали с датчиками, измеряя различные показатели. Это дает четкое понимание, как интегрировать методику измерения различных показателей в школьные проекты. В итоге мы получили конкретные инструменты для работы с учениками. Очень практико-ориентированный и качественный курс. В очередной раз благодарю «Альтаир» за умение сделать науку доступной каждому!», — рассказала Оксана Анатольевна Гайдабура, учитель биологии лицея №22 «Надежда Сибири».
Отдельный интерес вызвал семинар по применению нейронных сетей в образовательных проектах. Участники познакомились с открытыми инструментами искусственного интеллекта и обсудили, как они могут повысить продуктивность педагога и улучшить качество образовательных материалов.
«Школа наставников проектной деятельности стала для меня ценным профессиональным опытом. Я стараюсь участвовать в ней ежегодно, поскольку даже из самых насыщенных мероприятий всегда можно вынести что-то полезное — порой достаточно двух ключевых идей, чтобы они в дальнейшем оказали значительное влияние на работу с детьми и собственное развитие. В этот раз особенно актуальным стало понимание важности вовлечения школьников в крупные инициативы, выходящие за рамки региона. Участие в подобных мероприятиях не только развивает у ребят навыки проектной и исследовательской деятельности, но и формирует уверенность в своих силах», — отметила Марина Олеговна Вахрушева, учитель биологии МБОУ СОШ №2 г. Искитима.
По итогам Школы все участники, посетившие не менее 70 % занятий и принявшие участие в очной части, получат сертификаты. А те, чьи подопечные станут финалистами Всероссийского конкурса «Большие вызовы», смогут получить удостоверение о повышении квалификации государственного образца от Новосибирского государственного университета.
Благодарим всех участников за вовлечённость, инициативность и стремление расти вместе со своими учениками! Именно такие педагоги становятся тем самым «мостом», по которому школьники выходят в науку, индустрию и глобальные вызовы XXI века!
Вступайте в чат наставников, чтобы ознакомиться с материалами Школы! В чате вам будут доступны записи лекций и семинаров, а также презентации.
Следите за новостями РЦ «Альтаир» в соцсетях:
Мы Вконтакте — https://vk.com/altair_rc
Мы в Телеграме — https://t.me/altair_nso
Мы на Рутубе — https://rutube.ru/channel/59429487/