С 1 по 24 июля на базе Образовательного центра «Сириус» проходила восьмая научно-технологической программа «Большие вызовы». В ней приняли участие почти 400 школьников из 70 регионов страны, в том числе 19 человек из Новосибирской области.
На протяжении трех недель участники программы, объединившись в команды по 4-6 человек, разрабатывали проекты по одному из 13 направлений конкурса «Большие вызовы». Так, участники направления «Умный город и безопасность» разработали систему диагностики асинхронного электродвигателя, которая будет устанавливаться на электропоезда и оповещать машиниста о наличии неисправностей в электродвигателе подвижного состава:
Сначала мы изучили строение электродвигателей и неисправности, которые возникают в них. Ознакомились с методами, которые применяются при диагностике различных дефектов. Далее написали алгоритм, позволяющий выявить дефект стержней ротора двигателя и межвитковое замыкание обмотки статора. Параллельно с написанием алгоритма мы собирали стенд для его проверки, — рассказал один из разработчиков системы диагностики электродвигателя Паровишник Максим, обучающийся МАОУ Вторая гимназия.
Участник направления «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» Ильтяков Никита, обучающийся МБОУ Гимназия №4, вошел в состав команды, которая занималась разработкой проекта «Оптимизация транспортной сети города». По итогам работы над проектом была написана научная статья «Об ускоренных покомпонентных методах поиска равновесий в двухстадийной модели равновесного распределения транспортных потоков», которая будет опубликована в журнале Российской академии наук «Программирование». Никита, являющийся соавтором этой статьи, рассказал подробнее о проекте:
Транспортная модель нужна, чтобы определить загруженности дорог, наличие пробок и другие характеристики сети. Её используют, когда, например, принимают решение, где построить новую дорогу или развязку. В рамках проекта мы разрабатывали новые и адаптировали существующие методы оптимизации решения задач по определению характеристик дорожной сети.
Калачикова Вероника, обучающаяся МАОУ ОЦ «Горностай», принимала участие в программе по направлению «Природоподобные и нейротехнологии» и работала над проектом по применению технологии CRISPR/Cas9 для получения трансгенных лабораторных животных:
Мы нокаутировали ген Siah1. Для этого нужно было вырезать часть гена. Сначала мы провели рестрикцию в двух плазмидах и вставили в них олиги. Затем мы ввели плазмиды в E.coli и размножили их. Потом мы выделили из них плазмиды и ввели их в клетки HEK и далее проанализировали их, — поделилась процессом исследования Вероника.
Также на программе были проекты, объединяющие два направления, как проект «Беспилотные электрические суда и беспилотные зарядки для них», в разработке которого принимал участие обучающийся МАОУ ОЦ «Горностай» Новомлинцев Михаил. Этот проект охватывал направления «Арктика и Мировой океан» и «Умный город».
Зейбель Алиса, обучающаяся МКОУ-Казанская СОШ, разрабатывала проект «Влияние качества световой энергии на ростовые процессы и экспрессию генов вторичных метаболитов растений, произрастающих в условиях повышенной инсоляции» в рамках направления «Агропромышленные и биотехнологии». В ходе работы над проектом Алиса научилась выделять хлорофилл, каратиноиды, антациналы, ставить ПЦР и электрофорез, измерять морфометрические параметры:
Мы исследовали, как различный спектральный состав влияет на экспрессию генов вторичных метаболитов на микрозелени пшеницы. В ходе работы получили данные, которые обработали. На основе этих данных мы смогли подтвердить гипотезу, что у растений, выращиваемых под различным спектром света, наблюдаются изменения как морфометрических, так и биохимическим параметров, — пояснила суть исследования Алиса.
Команды на программе состояли из ребят, приехавших из разных регионов. Ребята сами выбирали, в работе над каким проектом они хотят участвовать. Так, Богдашов Петр, обучающийся МБОУ АКЛ имени Ю.В. Кондратюка, смог стать частью команды, которая разработала модульную систему экструзии филамента с возможностью использования вторсырья (направление «Передовые производственные технологии»):
Наша команда состояла из 6 человек: двух инженеров-конструкторов, схемотехника, аналитика, программиста и инженера широкого профиля. Я был инженером-конструктором: моделировал нашу установку, собирал, тестировал отдельные элементы. Наша работа была разделена на этапы: обзор аналогов и аналитика рынка, создание принципиальной схемы установки, создание экспериментальной установки. В этот пункт также входили ее испытания, написание программного обеспечения и проверка качества. Следующим шагом было создание финальной установки, и после смены мы планируем выходить на рынок с коммерческим предложением, — рассказал Петр.
Завершилась программа «Большие вызовы» фестивалем проектов, на котором участники представили результаты своей трехнедельной работы. Паровишник Максим так описал свои впечатления от программы:
Впечатления от программы крайне положительные. Это отличная возможность получить много знаний, пообщаться с единомышленниками и реализовать стоящий проект.
Важно, что после завершения программы работа по проектам не закачивается. Многие предприятия берут созданные школьниками разработки на дальнейшее сопровождение, дорабатывают их и внедряют на своих площадках. Кроме того, некоторые ребята получают возможность познакомиться с работой компаний изнутри, пройти стажировку и в дальнейшем стать частью команды крупной компании.
Поздравляем ребят с успешным завершением программы «Большие вызовы» и желаем им дальнейшего развития их проектов!