Региональный центр «Альтаир» открывает набор на курсы дополнительного образования по биологии. Курс состоит из 16 занятий (длительность занятия – 2 академических часа): 8 занятий по теории и 8 занятий по решению практических и олимпиадных задач. За год группа может взять 4 курса. В течение одной недели планируется проводить по 2 занятия. Таким образом, один курс длится 2 месяца.
В 2020 году занятия пройдут в дистанционном формате, с января 2021 в формате лекция+практикум по адресу Николаева, 12 (г. Новосибирск). Возможно проведение онлайн-лекций (в течении месяца) с последующим погружением в практические занятия (выходные в лаборатории). Каждое воскресенье будут проходить погружения в курсы и проектные группы. Дополнительные группы возможны либо в первой половине дня, либо в 19.00.
Занятия будут проводить научные сотрудники, студенты, магистранты, аспиранты ведущих вузов и институтов г.Новосибирска. С января 2021 года в курсы будут входить практические занятия в лаборатории и список курсов дополнится (методы молекулярной биологии, биотехнология, энзимология и другие, где предполагается много практических занятий).
Максимальное количество участников в группе – 15 человек. По окончании курса выдается сертификат (при условии, что учащийся посетил 80% занятий и выполнении домашних или урочных заданий. Наличие сертификатов будет учитываться при отборе на профильные смены, хакатоны и погружения, а также в проектные команды в лабораториях Регионального центра «Альтаир».
Некоторые курсы предполагают последовательное освоение материала. Например, запись на курс «Практические методы молекулярной биологии» будет доступна ученикам, прошедшим курс «Молекулярная биология».
Начало занятий первого потока курсов – 7-14 сентября.
ЗАПИСЬ НА КУРСЫ возможна в двух форматах:
– ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС В ОРГАНИЗОВАННЫЕ ГРУППЫ
– ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЗАПИСЬ НА КУРСЫ
– Организованные группы (например, из одного класса или школы) предполагают наличие руководителя группы, который возьмет на себя переговоры по организационным моментам занятий (даты, время, перенос занятий, напоминание школьникам и т.д.);
– Индивидуальная запись предполагает формирование сборной группы для прохождения определенного курса. Приоритет в записи: в первую очередь организованные группы, по дате поступления заявки.
Подробнее о курсах дополнительного образования по биологии:
В рамках одного курса изучается 6-10 тем. Во время изучения одной темы дается лекционное занятие для представления теоретического материала с использованием презентаций, видео и анимационных роликов. Далее проводится разбор задач и олимпиадных заданий с обязательным контролем выполнения задания каждым учащимся (например, на платформе гугл-класс). Также проводится практическое занятие по теме (в лаборатории с января 2020 г., до января в онлайн-формате) – это может быть и работа с микроскопом, с лабораторным оборудованием, с фотографиями, с графиками, с общедоступными статистическими данными или базами, с результатами модельных экспериментов, задачами и т.д.
Указан класс, начиная с которого можно проходить курс (то есть и 10-11 класс может взять базу 7-го класса для повторения), а также уровень погружения:
– База – это материал базовой школьной программы с углублением в практическую работу и олимпиады задания;
– Углубленный – это курсы для значительного погружения в тему, для глубокой олимпиадной подготовки или сложных практических занятий.
Курс более старшего класса можно будет взять после предварительного собеседования.
Ниже представлен примерный перечень курсов и их содержания. Доступность курсов будет варьировать в зависимости от загруженности преподавателей. Записаться на курсы можно как организованной группе (через куратора группы), так и самостоятельно (через гугл-форму).
Лаборатория Агротехнологии:
– Ботаника. Систематика. 7 класс. База. Темы: принципы построения систематики растений, определители растений, мхи, хвощи и плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные семейства однодольных, покрытосеменные семейства двудольных;
– Ботаника. Анатомия и морфология растений. 7 класс. База. Темы: строение клеток растения, ткани растений, строение корня, строение стебля, строение листа, строение семени, строение генеративных органов;
– Ботаника. Физиология растений. 7 класс. Углубленный. Темы: фотосинтез и дыхание, водный обмен и транспорт веществ, минеральный обмен, рост и развитие растения, устойчивость растений к неблагоприятным факторам;
– Зоология беспозвоночных. 7 класс. База. Темы: простейшие, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски, ракообразные, паукообразные, насекомые;
– Паразитология. 7 класс. Углубленный. Темы: формы взаимоотношений между организмами (виды паразитизма), адаптации паразитов, жизненные циклы паразитов различных групп, природно-очаговые заболевания и их профилактика;
– Альгология и микология. 7 класс. Углубленный. Водоросли – строение и систематика, водоросли – жизненные циклы, водоросли – экология, особенности строения грибной клетки и классификация грибов, грибоподобные организмы и слизевики, зигомицеты, аскомицеты, базидиомицеты, лишайники.
– Зоология позвоночных. Систематика и экология. 7 класс. База. Темы: ланцетник и круглоротые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;
– Сравнительная анатомия позвоночных. 7 класс. Углубленный. Темы: скелет, пищеварительная система, дыхательная система, нервная система, органы чувств, выделительная система, половая система, размножение и развитие;
– Экология – среда обитания. 7 класс. База. Темы: среды жизни и адаптации к ним, экологические факторы и адаптации к ним, экологическая ниша, экосистема и ее показатели, основные биомы Земли, ООПТ;
– Экология – взаимоотношения организмов. 7 класс. База. Темы: популяции и их динамика, экологические взаимоотношения организмов, биогеоценозы, пищевые цепи и потоки энергии, сукцессии, биосфера;
– Экология – окружающая среда. 7 класс. База. Темы: атмосфера, гидросфера, почва, природные катастрофы, антропогенное воздействие человека на биосферу, природные ресурсы, понятие экологического следа;
– Цитология и гистология. 7 класс. Углубленный. Темы: строение клеток, эпителий, кровь, кроветворение, рыхлая соединительная, плотная соединительная, мышцы, нервная ткань;
– Физиология. 8 класс. База. Темы: кровь, сердечно-сосудистая система и ее регуляция, дыхательная система (газообмен), пищеварение и обмен вещество, выделительная система, костно-мышечная система, нервная система;
– Высшая нервная деятельность. 8 класс. Углубленный. Методы изучения, медиаторы, нервные центры, рефлексы, закономерности формирования условных рефлексов, память, сознание и сон, мотивация и эмоции, особенности и индивидуальные различия ВНД человека;
– Эндокринология. 8 класс. Углубленный. Гормоны, гипоталамо-гипофизарная система, поджелудочная железа, щитовидная железа, надпочечники, половые гормоны, тимус;
– Функциональная морфология органов. 8 класс. Углубленный. Разбор клеточного строения различных систем органов человека. Темы: нервная система, эндокринная система, органы чувств, сосудистая система, органы дыхания, органы пищеварения, кожа, органы выделения;
– Эмбриология. 8 класс. Углубленный. Темы: клеточное деление – митоз и мейоз, гаметы, оплодотворение и дробление, зародышевые листки и формирование органов, сравнительная эмбриология, гаметогенез и раннее развитие человека, стратегии формирования пола у разных видов, тератогены (влияние различных веществ на развитие зародыша);
– Экология антропогенных ландшафтов. 8 класс. Углубленный. Экосистемы и их динамика, собирательские ландшафты, земледельческие ландшафты, лесопользование, техногенные ландшафты, урбанизированные ландшафты, водные экосистемы и их использование человеком, ООПТ;
– Физиологическая физика. 9 класс. Углубленный. Живое электричество, живой гранит, рычаги нашего тела, механика сердца, биологическая оптика, слух, размеры тела и динамика передвижения;
Физиологическая химия. 9 класс. Углубленный. Вода. Биогенные элементы и их соединения. Химия пищи. – Витамины. Гормоны. Запах. Химия в домашней аптечке. Детоксикация;
– Экологическая химия. 9 класс. Углубленный. Химия атмосферы, химия гидросферы, химия литосферы, химия организмов, токсические свойства неорганических соединений, токсические свойства органических соединений, промышленная экология и безопасность, природоподобные технологии;
– Практические работы: Определение кислорода в воздухе. Содержание нитратов в растениях;
– Определение железа в природных водах. Определение кислотности природных осадков. Обнаружение тяжелых металлов в почвах промышленных зон;
– Гидробиология. 9 класс. Углубленный. Классификации природных вод по химическому составу;
– Жизненные формы населения гидросферы. Водно -солевой обмен у гидробионтов. Круговорот основных биогенных элементов в водоеме. Мировой Океан. Континентальные водные системы;
– Сукцессии водных экосистем. Основы гидрологического мониторинга;
– Палеонтология/антропология. 9 класс. Углубленный;
– Биологическая статистика. 10 класс. Углубленный;
Лаборатория Биотехнологии:
– Микробиология. 9 класс. Углубленный. Строение бактериальной клетки, основные классы бактерий, болезнетворные микроорганизмы, производственные микроорганизмы, особенности генома микроорганизмов, АБ и резистентность к АБ;
– Биохимия (структуры и функции макромолекул). 9 класс. Углубленный. Белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, структура и функции. Метаболизм;
– Энзимология (с методами выделения белков). 9 класс. Углубленный. Принципы ферментативных реакций, классификация ферментов, кинетика ферментативных реакций, аллостерическая модификация, ингибирование, методы выделения ферментов, небелковые ферменты;
– Биоэнергетика. 9 класс. Углубленный. Метаболизм, катаболизм глюкозы, ЦПЭ, глюконеогенез, фотосинтез, эволюция систем запасания энергии, энергетика движения, заболевания связанные с нарушением энергетического обмена;
– Иммунология (с ИФА). 10 класс. Углубленный. Иммунная система, антигены, антитела, цитокины, Т-иммунный ответ, В-иммунный ответ, нарушения иммунного ответа;
– Фармакология. 10 класс. Углубленный. Биологические мишени действия лекарств, фармакокинетика и фармакодинамика, антибактериальные и противовирусные препараты, молекулярное моделирование;
– Биотехнология. 10 класс. Углубленный. Микроорганизмы и методы их культивирования, брожение, питание и жизнедеятельность бактерий, актиномицеты, дрожжи, методология очистки белков, биотехнология в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, биотопливо, очистка окружающей среды;
Лаборатория Генной инженерии:
– Молекулярная биология. 9 класс. Углубленный. Темы: репликация, транскрипция, генетический код, трансляция, регуляция экспрессии генов, геном прокариот, геном эукариот;
– Генетика. 9 класс. База. Ген и признак, моногибридные скрещивания, дигибридные и полигибридные скрещивания, наследование, сцепленное с полом, вариативность проявления признака, аллельные взаимодействия, родословные;
– Генетика. 9 класс. Углубленный. Неаллельные взаимодействия, наследование количественных признаков, наследование цвета, генетика поведения, метод хи-квадрат, иммуногенетика;
– Популяционная генетика. 9 класс. Углубленный. Частоты встречаемости аллелей, закон Харди-Вайнберга, дрейф генов, популяционные волны и эффект основателя, отбор в популяциях, мультиаллельные гены;
– Эволюция и селекция. 9 класс. Углубленный. Борьба за существования и естественный отбор, искусственный отбор, модификационная изменчивость, сорт, отдаленная гибридизация. Закон гомологичных рядов, гетерозис, мутагенез;
– Медицинская генетика. 10 класс. Углубленный. Мутации геномные, хромосомные, генные, многофакторные заболевания, фармакогенетика, онкогенетика, методы диагностики наследственных заболеваний, генная терапия;
– Вирусология. 10 класс. Углубленный. Строение вирусов, особенности жизненного цикла, бактериофаги, вирусы животных, вирусы растений, вирусы человека, методы лечения вирусных заболеваний;
– Генная инженерия. 10 класс. Углубленный. Ферменты нуклеинового обмена, вектора, библиотеки, экспрессия генов, генная инженерия растений, редактирование генома, синтетическая биология;
– Модельные организмы в биологии. 10 класс. Углубленный. Фаг лямда, кишечная палочка, пекарские дрожжи, нематоды, кальмары и лягушки, дрозофила, мышь, приматы, Arabidopsis thaliana;
– Биоинформатика. 10 класс. Углубленный. 3D-моделирование белков, базы данных нуклеотидных последовательностей, выравнивание и сборка, построение филогенетических деревьев, генные сети;
– Методы молекулярной биологии. 10 класс. Углубленный. Выделение ДНК, электрофорез, гибридизация, ПЦР, секвенирование, анализ нуклеотидных последовательностей.
По всем вопросам, касающимся программ дополнительного образования, обращаться:
Воронина Елена Николаевна
Специалист по программам дополнительного образования в области биологии
Контактный номер: +7 913 930-03-26
E-mail: voronina_en@inbox.ru